Справочные материалы о фототехнике и фотографии.
Каталог   Карта  
 

Андре Кертеш Andre' Kerte'sz

Андре Кертеш

2 июля 1894 г. Андре (Андор) Кертеш родился в Будапеште, Венгрия, в семье коммерсанта
1912 г. Заканчивает Коммерческую академию и получает работу биржевого брокера. Покупает первую камеру
1914 – 1915 гг. С началом Первой Мировой войны призван на службу в Австро-Венгерскую армию. В 1915 году получает ранение и проходит лечение в госпитале
1916 г. Публикует первые работы. Получает приз венгерского сатирического журнала Borsszem-Janko
1917 г. Фотографии Кертеша печатаются в виде серии открыток
1918 – 1925 гг. Возвращается к работе биржевого брокера.
1925 г. Переезжает в Париж, обосновывается на Монпарнасе. Знакомится с художниками и фотографами.
1926-1936 гг. Печатается в французских, германских, британских журналах. Проводит первые выставки
1928 г. Приобретает первую фотокамеру Leica
1928 – 1935 гг. Работает с журналом Vu (редактор Люсьен Фогель)
1930 г. Работает с журналом Art et Medicine вместе с Брассаем и Ман Реем.
1932 г. 35 отпечатков Кертеша участвуют в экспозиции «Современная европейская фотография» в Нью-Йорке
1933 г. Публикует в журнале Le Sorire серию «дисторсий», выполненных с крупноформатной камерой Lihof и искривляющим зеркалом. Женится на Элизабет Сали
1936 г. Вместе с женой покидает Европу и переезжает в Нью-Йорк. Работает по договору с агентством «Кейстоун».
1937 г. Разрывает договор с агентством «Кейстоун»
1937 – 1949 гг. Публикует работы в качестве фрилансера в журналах Vogue, Harpers Bazaar, Collier’s, Coronet, Look, The American Magazin
1941 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке приобретает работу Кертеша для своей экспозиции
1944 г. Получает американское гражданство
1945 г. Выпускает альбом «День Парижа» в сотрудничестве с дизайнером Алексеем Бродовичем.
1946 г. Проводит первую персональную выставку в США (Чикагский институт искусств)
1949 – 1962 гг. Эксклюзивный контракт с издательским домом «Конде Наст».
1952 г. Начинает серию Washington Square, выполняя фотографии  длиннофокусным объективом из окна собственной квартиры
1955 г. Начинает эксперименты с цветной фотографией
1963 г. Возвращает архив венгерского и французского периодов. Редактирует и публикует фотографии. Получает золотую медаль на Четвертом международном Фотобиеннале в Венеции. Проводит персональные выставки в Национальной Парижской библиотеке и в Музее Современного искусства в Нью-Йорке.
1965 – 1985 гг. Активно выставляется по всему миру. Получает множество наград и почетных званий (Орден искусств и литературы, 1977, Франция, Почетная награда мэра Нью-Йорка в области искусства и культуры, 1977, 1981, почетная степень доктора искусств колледжа Бард, 1981, Нью-Йорк, Орден Почетного легиона, 1983, Франция, почетная степень доктора Королевского колледжа искусств, 1984, Великобритания и др.)
1984 г. Музей искусства Метрополитан (Нью-Йорк) приобретает в свое собрание 100 работ Кертеша
28 сентября
1985 г.
Скончался в своей квартире в Нью-Йорке

 

В XX веке Венгрия подарила миру целую плеяду талантливейших фотографов, которые заложили основы современной журнальной и «глянцевой» фотографии. Удивительно, но Мартин Мункачи, Ласло Моголи-Надь, Роберт Капа, Брассай принадлежали к одному поколению, родились и творили в один исторический период, охвативший две мировые войны. Во многом схожи и их судьбы – всем им пришлось рано или поздно покинуть родную страну, тяжелым трудом добиться признания на чужбине, свести знакомство с великими художниками Пикассо, Шагалом, Эйзенштейном, вдохновлять своих младших современников Анри Картье-Брессона и Ричарда Аведона. К созвездию знаменитых венгерских мастеров фотографии принадлежит и Андре Кертеш, о котором Картье-Брессон, тогда только начинавший карьеру, восторженно отозвался: «Что бы мы ни делали, Кертеш был первым».

Андре (Андор) Кертеш родился 2 июля 1894 года в семье бизнесмена средней руки, торговавшего книгами. Отец Андора желал, чтобы мальчик пошел по его стопам и занялся коммерцией. Поэтому Андор в 1912 году закончил коммерческую академию и стал работать биржевым брокером. В 1913 году молодой Кертеш приобрел свою первую фотокамеру ICA и был очарован фотографией. С помощью этой простой, работавшей на фотопластинках 4,5х6 см камеры юноша фотографировал свои первые жанровые уличные сценки, а когда год спустя Кертеш был призван в армию, фотокамера последовала за ним и на военную службу. Солдату-фотографу довелось участвовать в военных действиях на Балканах и в Центральной Европе, героями его фотографий в это время становятся армейские друзья в «полевых условиях». В 1915 году Кертеш был ранен и направлен в тыловой госпиталь. После выздоровления молодому человеку было предписано регулярное плаванье. Продолжительное время, которое Кертеш проводил у бассейна, вдохновило его на создание в 1917 году работы «Ныряльщик» (Underwater Swimmer). Это была первая из «дисторсий» Кертеша – фотографий, получивших свое название благодаря использованию в качестве художественного приема намеренного искажения формы, а также нерезкости и движения объекта съемки.

Вскоре работы молодого любителя появились в журналах. В 1916 году Кертеш получил приз венгерского сатирического журнала Borsszem-Janko. В 1917 году некоторые работы Кертеша печатались в качестве открыток. Однако фотография еще не стала профессией молодого человека и не приносила достаточного дохода. Оправившись от ранения, Кертеш вернулся к работе на бирже, и на любимое увлечение времени почти не осталось. Молодой человек искал применение своему таланту, фотографируя семью и друзей, но вскоре ему стало ясно, что совместить фотографию и занятие коммерцией не получится.
В 1925 году Кертеш перебрался во Францию и пополнил армию иностранных художников, обосновавшихся в Париже. Здесь фотограф «переиначил» свое имя на французский лад и поселился в излюбленном месте художественной богемы, на Монпарнасе. Андре Кертеш стал завсегдатаем знаменитого «Кафе дю Дом», где в середине двадцатых годов собирался весь цвет творческой жизни Парижа и почти каждый вечер можно было встретить Шагала и Кандинского, Пикассо и Сартра. В 1926 году Кертеш познакомился со своим земляком Брассаем и молодым студентом Анри Картье-Брессоном, в будущем великим фотографом. Но интересные знакомства были лишь одной стороной новой жизни – второй стали неисчерпаемые сюжеты для новых работ, которые фотограф находил на улочках и кафе Парижа, а позже в мастерских своих друзей-художников: Шагала, Мондриана, Леже и других авангардистов. В качестве свободного фотографа Кертеш начал публиковать работы во французских, германских и британских журналах, а вскоре состоялись и первые фотовыставки.
В 1928 году Андре Кертеш купил свою первую фотокамеру Leica. Новая камера дала новые творческие возможности, а они были необходимы. Кертеш начал активное и весьма полезное как в творческом, так и в финансовом плане сотрудничество со знаменитым журналом Vu (под руководством редактора журнала Vu, Люсьена Фогеля, через несколько лет работал и еще один знаменитый венгр – Роберт Капа, с которым Кертеш познакомился в 1934 году, став для него другом и наставником). Публиковался Кертеш и в других известных журналах. Так, в Art et Medicine фотограф работал бок о бок со своими знаменитыми коллегами – Брассаем и Ман Реем. А журнал Le Sorire в 1933 году опубликовал серию новаторских «дисторсий» Кертеша, выполненных с помощью крупноформатной камеры Lihof и искривляющего зеркала. Выставки Кертеша привлекали неизменное внимание, а работы фотографа приобретались многими европейскими музеями и галереями. Произошли важные события и в личной жизни Кертеша – в 1933 году он женился на Элизабет Сали.
В 1936 году Андре Кертеш принял приглашение на работу в США по контракту с агентством «Кейстоун». Архив работ венгерского и французского периодов фотограф оставил своей поверенной в Европе, журналистке Жаклин Пауйяк. С этим архивом оказалась связана почти детективная история, которая стала легендой. После начала Второй мировой войны Кертеш и Пауйяк полностью потеряли связь, и фотографии оказались в единоличном распоряжении журналистки. Однако после оккупации Парижа хранить подобные материалы было опасно – многие фотографии Кертеша могли быть расценены фашистами как «дегенеративное искусство», что не сулило обладательнице негативов ничего хорошего. Пауйяк упаковала архив в чемодан, а тот в свою очередь зарыла в укрытии от авианалетов. Новая встреча журналистки и Кертеша состоялась лишь в 1963 году, когда во Франции проходила выставка фотографа. Тогда же «зарытые в землю» негативы и отпечатки были извлечены на свет. Несмотря на столь необычные условия содержания, все материалы оказались в целости и сохранности. Впоследствии эти работы не раз редактировались и публиковались самим автором.

Ну а в конце 1930-х годов вернуться во Францию Кертеш действительно не мог, хотя работа в Америке его разочаровала. Из-за разногласий с редакторами и руководством ему пришлось разорвать контракт с агентством, но на обратный путь во Францию фотографу попросту не хватало денег. А после начала Второй мировой войны возвращение стало окончательно невозможным. Кертешу пришлось осваиваться в Новом Свете, что оказалось очень непросто. Журналы принимали европейского фотографа с трудом, причем главные нарекания вызывал именно «фирменный» стиль Кертеша – нечеткость и нерезкость снимков, которые задавали необычную динамику и ритм его «дисторсиям». Сохранился отзыв на работы Кертеша одного из редакторов - «Вы слишком много говорите со своими фотографиями, а нам нужны документы. У нас есть журналисты и копирайтеры, чтобы писать тексты. Этим работам невозможно найти применение». Все же в качестве фрилансера, снимая моду и интерьеры, Кертеш сотрудничал с такими изданиями как Vogue, Harpers Bazaar, Collier’s, Coronet, Look, The American Magazin, а в 1941 году нью-йоркский Музей современного искусства купил одну из его работ для своей экспозиции. Но после начала войны жизнь Кертеша в США немало осложнило его венгерское гражданство. Как венгр, Кертеш считался «союзником фашистов», а потому его имя нередко исключалось из редакционных списков. К тому же, Кертешу запрещалось фотографировать что-либо на открытом воздухе.
Лишь к концу войны жизнь стала немного налаживаться. В 1944 году Андре Кертеш получил американское гражданство. Тогда же, в середине сороковых годов Кертеш начал сотрудничество с известнейшим дизайнером и арт-директором Harpers Bazaar Алексеем Бродовичем, с которым в разное время работали такие знаменитые художники, как Ман Рэй, Брассай, Анри Картье-Брессон, Ричард Аведон, Роберт Франк, Диана Арбус, Хиро, Ирвин Пенн. Увидевший свет в 1945 году альбом Кертеша «День Парижа», дизайн которого был выполнен Бродовичем, заслужил лестные отзывы критиков. В 1946 году прошла первая персональная выставка Андре Кертеша в Америке. А в конце сороковых фотограф заключает эксклюзивный контракт с издательским домом «Конде наст». В это же время Кертеш создает серию Washington Square, которую составляют фотографии, выполненные фотографом из окна его квартиры на Пятой авеню с помощью длиннофокусного объектива. Большая часть работ серии – это силуэтные изображения людей, гуляющих в парке.

Но фотограф-венгр так все еще не был принят Америкой до конца. В 1956 году Кертеша ждало очередное разочарование. Эдвард Стейхен не включает его работы в свою знаменитую экспозицию «Род человеческий», куда вошли фотографии 273 фотографов. К счастью, мир уже оправился от ужасов Второй Мировой войны, и Кертеш больше не был «заперт» в США. К тому же, он был увлечен экспериментами с новыми возможностями, которые давала цветная фотография. Кертеш начал выставляться в Европе, и в 1963 году получил золотую медаль на Четвертом международном Фотобиеннале в Венеции. Персональные выставки Кертеша состоялись в Италии, Франции. В 1965 году прошла персональная выставка Кертеша в Музее Современного искусства в Нью-Йорке, за которой последовали многочисленные выставки по всему миру – в Токио, Стокгольме, Будапеште, Лондоне, Хельсинки. Больше не ограниченный требованиями журналов и редакторов, фотограф продолжал активно работать. Последние годы его творчества были отмечены множеством наград, а в 1983 году мастер получил высшую награду Франции – Орден Почетного легиона. В 1984 году нью-йоркский Музей искусства Метрополитан приобрел у фотографа 100 работ, что стало крупнейшим на сегодняшний день приобретением работ фотохудожника при его жизни.

Андре Кертеш скончался 28 сентября 1985 года в Нью-Йорке. К этому времени его квартира представляла собой своеобразный музей, где наряду с многочисленными и разнообразнейшими книгами, документами и предметами искусства хранился огромный архив фотографий мастера. Большинство работ было разрознено, некоторые использовались Кертешем в качестве закладок. Систематизация и архивирование наследия мастера заняли многие годы. Многие работы Кертеша впервые демонстрируются на выставках и публикуются лишь сегодня, вызывая неизменный интерес критиков и любителей фотографии – ведь в долгой жизни этого удивительного человека «уместилась» вся история фотоискусства, а на его работах выросли целые поколения фотохудожников XX века.

 

Будапешт  1914

Будапешт 1914

 

Петушиный бой, Венгрия  1920

Петушиный бой, Венгрия  1920

 

Дуна Харасти, Венгрия  1920

Дуна Харасти, Венгрия  1920

 

Цирк, Будапешт  1920

Цирк, Будапешт  1920

 

Париж  1925

Париж 1925

 

Рынок животных, Сен-Мишель, Париж  1927

Рынок животных, Сен-Мишель, Париж  1927

 

Студия Мондриана, Париж  1926

Студия Мондриана, Париж  1926

 

Аккордеонист, Эстергом, Венгрия  1916

Аккордеонист, Эстергом, Венгрия  1916

 

Будафок, Венгрия  1919

Будафок, Венгрия  1919

 

Савойя, Франция  1929

Савойя, Франция  1929

 

Остальные фотографии смотрите в нашей галерее...

 



Ваша оценка:

Введите число, которое Вы видите на картинке:
Информация
Категории:
Оценка модератора: 10
Оценка пользователей: 10.0 (голосов: 1)
Переходов на сайт:0
Переходов с сайта:0